Мы можем составить краткий список концепций, понимание которых способствует развитию критического мышления, исходя из способностей к критическому мышлению, описанных в предыдущем разделе. Наблюдательные способности требуют понимания разницы между наблюдением и выводом. Умение задавать вопросы требует понимания концепций двусмысленности. Способности к логическому выводу требуют понимания разницы между окончательным и опровергаемым выводом (традиционно между дедукцией и индукцией), а также разницы между необходимыми и достаточными условиями.

шаблон крокодила
Способности к экспериментированию требуют понимания концепций гипотезы, нулевой гипотезы, предположения и прогнозирования, а также концепции статистической значимости и ее отличия от важности. Они также требуют понимания разницы между экспериментом и обсервационным исследованием, и в частности, разницы между рандомизированным контролируемым исследованием, проспективным корреляционным исследованием и ретроспективным исследованием (случай-контроль). Способности к анализу аргументов требуют понимания концепций аргументации, посылки, предположения, заключения и контрприложения. Дополнительные концепции критического мышления предложены Бейлином и др. (1999b: 293), Фишером и Скривеном (1997: 105-106), Блэком (2012) и Блэром (2021).

Согласно Глейзеру (1941: 25), способность критически мыслить требует знания методов логического исследования и рассуждений. Однако, если мы рассмотрим список способностей в предыдущем разделе, то увидим, что некоторые из них можно приобрести и применять просто на практике, возможно, под руководством в образовательной среде с последующей обратной связью.

логотип бтс
Разумный поиск причинно-следственного объяснения какого-либо явления или события требует рассмотрения всего спектра возможных причинных факторов, но кажется более важным, чтобы человек реализовал этот принцип на своей практике, чем то, чтобы он был способен сформулировать его. Важно “оперативное знание” стандартов и принципов правильного мышления (Bailin et al. 1999b: 291-293).